Оправдание верой: как человеку стать праведным перед Богом

opravdanie-veroy

Приветствую вас, дорогие читатели.

Центральные доктрины христианской Реформации 16 века в Европе, учили об оправдании верой и как человеку стать праведным перед Богом.

“Как могу я найти милостивого Бога?” – этот вопрос Мартина Лютера звучит на протяжении веков для тех, кто разделяет его искреннее убеждение в том, что грешники не могут встретить одобрение в глазах праведного Бога.

Алистер Макграт

С первых дней творения и до нашего времени, каждый из нас пытается оправдываться в своих поступках и возлагать вину на других людей.

Все началось в Эдемском саду, когда Адам взял плоды  дерева познания добра и зла, которые Бог запретил есть. Адам возложил вину на Еву, потому что она дала их ему. Когда Господь обратился к ней, она обвинила хитрого змея, который ее обманул. Ну, а дьявол, наверное, сказал Творцу, что во всем виноваты падшие ангелы, которые подчинялись ему. Во всяком случае, история об этом умалчивает, но зная механизмы самозащиты, можно предположить, что все так и было.

И человек, так и будет продолжать винить близких людей и обстоятельства жизни, которые сложились не в его пользу. В наших ошибках и проблемах мы осуждаем наше детство, родителей, учителей, государственную систему и весь окружающий мир.

И понятное дело, все они виноваты, также как и мы. Получается замкнутый круг: чем больше мы оправдываемся и упрекаем других, тем более погружаемся в самоосуждение. Но легче не становится, когда мы сваливаем свое бремя вины на людей, которые находятся рядом с нами.

Мы понимаем, что нам необходимо нечто большее, чем все эти неудавшиеся попытки обелить и очистить себя. Нам нужно оправдание, которое не зависит от нас и тех, кто и сам нуждается в оправдании. Мы нуждаемся в оправдании перед Богом, которое принесет мир и покой нашим измученным душам. Ведь вина как кислота разъедает нашу совесть.

Оправдание человека через праведность Христа

В нашей жизни все взаимосвязано: наши мысли производят чувства, которые побуждают нас к определенным поступкам, что вырабатывает в нас  привычки, которые формируют наш характер, а он в свою очередь, пожинает образ жизни.

Пока мы живем в порочном круге виновной совести, все происходит примерно таким путем, как я сейчас опишу. Мы совершаем грех, затем, пытаемся переложить вину на других людей или оправдываем свои неблаговидные поступки. Это не приводит к облегчению совести, потому что вина не находит реального выхода и разрешения, поэтому продолжает свое разрушительное действие в нашей душе.

opravdanie-cheloveka

Мы мучаемся, а потом ищем утешения  в развлечениях и разных пагубных пристрастиях, например: в еде, алкоголе, сексуальных отношениях или телевизоре. Можно долго перечислять, в чем мы находим временное успокоение, у каждого оно свое. Но принцип работает одинаково для всех людей.

Итак, какой же выход для нас?

Тот же, что Бог показал еще в Эдемском саду, когда Он принес в жертву животное, которое было прообразом искупления Иисуса Христа.

Тогда Господь одел Адама и Еву в кожаные одежды, которые покрыли их вину и стыд. Эти одежды служили символом не только будущей смерти Христа, но и праведности, которую мы обретаем в вере и уповании на Него.

Оправдание означает, что мы вступаем в правильные отношения с Богом и встречаем одобрение в Его глазах. Когда Господь оправдывает нас, мы можем стоять в Его присутствии, потому что Он видит в нас праведность Иисуса Христа.

А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

Римлянам 4:5

Здесь, мы видим иной образ мышления и жизни. Через веру во Христа мы оправдываемся перед Богом, и нам вменяется праведность.

Вера как семя дерева, в котором заложен весь будущий потенциал могучего ствола, ветвей и плодов. Так и в вере находятся все добродетели человека. Из нее произрастает праведность и добрые дела. Поэтому апостол Петр призывает христиан прилагать  все старание: и показать в вере нашей добродетель, в добродетели рассудительность, рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

pravednost-xrista

Но это не означает, что мы оправдываемся лишь потому, что верим. Это означало бы рассматривать веру как человеческое действие или поступок. Бог дает все необходимое для оправдания, так что нам остается лишь принять это. Оправдание грешника основывается на благодати Божьей и обретается через веру. Бог делает все необходимое для спасения. Даже сама вера – дар Божий, а не человеческий поступок.

Но теперь, я хочу рассмотреть, какой является истинная вера, как она соединяет нас со Христом, как через веру мы оправдываемся, и как нам вменяется праведность.

Историческая вера в Иисуса Христа

На самом деле я немного слукавил в заголовке. Я считаю, что не бывает исторической веры во Христа. Это лучше определить, как историческое знание личности Иисуса Христа.

Если вы спросите у любого прохожего, но все же лучше узнать у своего знакомого: “веришь ли ты в Иисуса”. Он заверит вас, что верит в Него и всегда верил в течение своей жизни. И он не соврет вам и будет искренне заблуждаться.

Так как вера в Бога, это не просто знание исторических фактов и согласие с мировой историей мира. В Писании сказано: “ и бесы веруют, и трепещут”. Вы сами понимаете, какая у них вера. И она вряд ли их спасет и поможет на грядущем суде, когда каждый предстанет перед Господом и будет отвечать за свои дела.

Многие граждане нашей великой страны честно, положа руку на сердце, скажут вам, что верят во Христа и ходят в церковь по праздникам. А некоторые даже припомнят, что они православные христиане, потому что они истинно русские люди. А все русские люди, как вы знаете – православные. Но, как жизнь показывает, это не всегда так. Они просто принимают желаемое за действительное.

Но если серьезно, то душу человека не спасает знание, что жил такой человек на этой земле две тысячи лет назад, был мудрым учителем, а потом умер за свою святость и праведность. Нет, такая вера не спасет, а погубит, потому что не является личной и живой верой в Спасителя.

Даже мусульмане “верят” в Иисуса Христа, потому что считают Его праведным человеком и пророком, правда, по рангу ниже, чем Магомет. Буддисты скажут, что Христос проповедовал те же истины, что и Будда, и достиг просветления.

vera-xrista

Если покопаться, как другие религии относятся к Сыну Божьему, то мы поймем, что, в общем-то, неплохо. Только вот они не верят, что Христос – это Бог, Который стал человеком и умер за наши грехи.

Я оправдываюсь перед Богом только живой верой во Христа, которая провозглашает Его Истинным Богом и моим Спасителем. Вера исповедует Его как Агнца, Который взял на Себя мои грехи. Только имея такую веру, я могу положиться на Бога.

Люди вполне могут верить в достоверность исторических деталей Евангелий. Однако, сами по себе, эти факты недостаточны для настоящей христианской веры. Спасительная вера предусматривает уверенность в том, что Христос родился для меня лично, и для меня совершил дело спасения.

Доверие Богу и Его обещаниям

Веру следует понимать, как доверие. Понятие о доверии занимает видное место в концепции богословия Реформации, на что указывает мореходная аналогия, использованная Лютером.

Все зависит от веры. Человек, не имеющий веры, похож на того, кто должен пересечь море, однако, настолько боится, что не доверяет судну. Поэтому, он остается там, где он есть и не спасается, поскольку он не всходит на борт и не пересекает море.

Вера это не просто уверенность в том, что что-то истинно, но готовность действовать в согласии с этой верой и полагаться на нее. Используя аналогию Лютера, можно сказать, что вера это не просто уверенность в том, что корабль существует, но способность взойти на борт и доверится ему.

doverie-bogu

Могу привести более близкий пример из своей жизни. Мы несколько лет переписывались с моей будущей женой, потому что жили в разных городах. Когда должна была состояться свадьба, мне было необходимо приехать в другой город. Передо мной встало, на первый взгляд, простое решение: купить билет на самолет, на котором я доберусь до моей невесты за 4 часа. Я люблю путешествовать, но до того момента ни разу не летал на самолете. Ни то, чтобы я боялся, но осознание того, что самолет поднимается на такую большую высоту, не вселял в меня уверенности.

Сейчас я уже женат более 12 лет: у меня любимая жена, на которую я могу положиться, и растет хороший мальчишка, который приносит мне радость. Но ведь, я мог никогда не сесть на тот самолет.

Если я говорю, что верю в Бога, но своей жизнью показываю обратное, то обманываю других людей и самого себя. Вера, которая не подтверждается моей жизнью и делами – мертва.

Доверие означает, что мы полагаемся на характер Бога и обещания, которые Он дал нам в Библии. Мы не можем в наше время видеть Христа своими глазами, как видели Его апостолы и первые христиане. Но мы можем положиться на Его слова и учение, которое было записано для всех верующих.

Христос говорил: “Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”.

Он имел в виду, что Божьи слова и обетования будут зажигать в нас веру, через которую мы будем черпать свою жизнь в Боге.

Вера соединяет верующих с Христом

Теперь я хочу обратиться к двум распространенным заблуждениям в христианских церквях.

Первое заблуждение, относится к тому, что многие христиане считают веру, как простое согласие с догматами церкви. Но верующие далеки от истины, когда думают, что можно иметь интеллектуальную веру, и продолжать жить в своих грехах.

Я недавно разговаривал с человеком, который сказал мне, что верит в Бога внутри своей души. И для него неважно, что его образ жизни и поступки говорят совершенно о других фактах.

Мне кажется, что в наше время мы имеем одно из самых опасных заблуждений: думать, что можно называться христианином, но духовно не преобразовываться. Если в наши сердца через веру вселился Христос, то, как возможно оставаться прежним человеком?

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.

2 Коринфянам 13:5

И я не говорю, что как только мы становимся верующими людьми, то чудесным образом перестаем грешить и достигаем совершенства. Это уже другая крайность.

Но нам вменяется реальная, а не абстрактная праведность Иисуса Христа. Да, мы с вами оправдываемся не тем, что делаем для Бога, а только верою, которую Бог вкладывает в основание нашей души. И она полагает всю свою жизнь в заслугах Господа, Который искупил нас на кресте.

Как я писал ранее, в вере мы обретаем все добродетели и праведность, которую черпаем из нашего Господа, как из колодца и источника нашего спасения. Мы соединены с Христом, как дерево, которое держится своими корнями, как ветви, пребывающие на лозе. Через единение с Господом мы получаем жизненную силу и приносим духовные плоды.

Вмененная праведность Христа, становится нашей на опыте. С каждым днем, наше “я” умаляется, а Он возрастает в нас. Если внешний наш человек стареет, то внутренний обновляется каждое мгновение и преображается в подобие образа Сына Божьего.

Мы не просто провозглашены праведными, но уже являемся праведными в Божьих глазах. Оправдание Христово, даруемое нам через веру, настолько велико, что мы не только оправдываемся Им, но и соделываемся в Нем самою праведностью.

Ибо как недостаточно вымыть младенца, и оставить его лежать нагим. Но нужно одеть его в белую распашонку и покрыть теплым одеялом. Так и наш Господь не только омыл нас кровью Христа, но и облек нас в одежду спасения и праведности.

Второе заблуждение, заключается в том, что христиане пытаются оправдаться перед Богом своими делами. Да, вера без дел мертва, но дела без веры тоже мертвы. Христос обличал законников и фарисеев, что они уподобляются окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.

opravdanie-delami

Верующие люди могут внешне выглядеть праведными, а внутри быть наполнены лицемерием. Мы можем говорить о любви, а в сердце ненавидеть, улыбаться всем окружающим, а в душе пребывать в депрессии, снаружи казаться спокойными, но пребывать в постоянном страхе и тревоге.

Но если наша праведность не превзойдет праведности фарисеев, то мы не войдем в Царствие Небесное. И дело тут не в том, что нам необходимо делать больше добрых дел, а в том, чтобы наша праведность была внутренним состоянием души, укорененной в вере Христовой.

С одной стороны весов находится заблуждение, что можно иметь веру, которая не производит никаких добрых дел, а с другой –  что человек может оправдаться своими делами без веры. Но ни в одном из этих заблуждений нет ни живой веры, ни истинной праведности.

В заключение, хочу сказать, что когда Бог оправдывает нас через веру, мы обретаем мир с Ним. Бог скрепляет во Христе то, что было разделено прежде – творение и Творца. Человек может стать единым с Господом.

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.

Римлянам 5:1

Бог удаляет все стены и преграды между нами и Собой. Когда Христос испустил Свой Дух на кресте, завеса в храме разорвалась, тем самым указывая нам новый путь в жизни. Мы можем приходить в Божье присутствие, чтобы общаться с Ним, как с близким другом.

Грех больше не является непреодолимой преградой между нами и Господом. И Он называет и считает нас праведными людьми, даже если мы этого не осознаем. И Бог желает, чтобы мир и покой навсегда поселились в нашем сердце.

Благодати и мира вам, Виталий Никифоров

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: